Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Московский областной профессиональный колледж инновационных технологий: современная профессия — необходимость в эпоху инноваций №2(14), 2016 год

Юрий Пузанков, Зарина Судоргина

В эпоху инноваций информационные технологии движутся вперёд быстрее, чем многие из нас успевают это осознать. И что может быть актуальнее и важнее, чем подготовка подрастающего поколения к новому времени, требующему ярких решений, нестандартного видения и профессионализма? Именно на это держит курс Московский областной профессиональный колледж инновационных технологий (МОПКИТ).

История колледжа началась в далёком 1936 году. С тех пор колледж получал многочисленные признания качества образования, в том числе золотые медали «Европейское качество» в номинации «100 лучших ссузов России», начиная с 2009 года. И самое главное — выпускников, состоявшихся в жизни как специалисты и как личности.

О том, чем сегодня живёт Московский областной профессиональный колледж инновационных технологий, чем гордится и что планирует менять, рассказывает директор колледжа Владимир Иванович Нерсесян — кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РСФСР, почётный работник среднего профессионального образования Российской Федерации, лауреат Премии губернатора Московской области.

— Владимир Иванович, колледж активно развивается, принимает участие в мероприятиях, в том числе мирового масштаба. Пример — ваше участие в чемпионате WorldSkills Russia, где вы представляли пять площадок. Даже для таких возможностей, как у вас, это всё же фантастическая работа, тем более в такие сроки. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

— Участие в WorldSkills, о котором вы упомянули, — для нас новый и очень интересный опыт. Министерство образования Московской области доверило нам обустроить и оснастить пять площадок на Национальном чемпионате WorldSkills, который проходил в «Крокус Экспо». Это были площадки «Ландшафтное строительство», «Ремонт легковых машин», «Сетевое администрирование» (прокладка сетевого кабеля для Интернета), «Флористика» и компетенция «Реверсивный инжиниринг». Последнее — новая для нас специальность, связанная с моделированием программ. В настоящее время вопрос импортозамещения стоит остро, и это очень востребованное направление.

Громаднейшее спасибо нашим партнёрам из Москвы, Казани, Санкт-Петербурга, Яро­славля, которые поддержали нас, доверили своё оборудование. А ведь одни программы на площадке реверсивного инжиниринга стоят порядка 50 миллионов рублей. Настоящая профтеховская солидарность! Нас поддержали более 30 фирм-партнёров.

Но все наши усилия того стоили — мы очень гордимся результатами чемпионата: в общем зачёте четвёртое место по России! Вторые места по ландшафтному строительству, легковому и грузовому транспорту. Третье — сетевое администрирование.

Особенно хотелось бы отметить студентов, выступавших по компетенциям в ремонте грузового и легкового автомобиля. Ребята учились не на той технике, которая была представлена на чемпионате партнёрами. Но очень быстро сориентировались, без подготовки показали блестящие результаты: и разобрали, и собрали, и отрегулировали, и нашли неисправности. Это, несомненно, высокий уровень подготовки. 

На всех площадках делали всё возможное, чтобы максимально приблизиться к стандартам мировых чемпионатов.

— Вы присутствовали в «Крокус Экспо», каковы ваши впечатления от чемпионата?

— Я лично наблюдал за организацией площадок, и нюансы приходилось оперативно решать на месте. Были отдельные недочёты, которые надо учесть на следующем чемпионате в Краснодаре. Несмотря на это, WorldSkills стал замечательным опытом и для преподавателей, и для ребят. Сотрудники нашего колледжа не только внесли огромный вклад в организацию финала Национального чемпионата, но и добавили медалей в копилку сборной Московской области. Все мы видим перспективы движения вперёд благодаря гениальному инструменту взаимодействия — чемпионату WorldSkills.

— Над чем сейчас работаете, что нового происходит в колледже?

— Есть задумка на базе лабораторий по ремонту и обслуживанию автотранспорта сделать специализированный Российский центр компетенций, чтобы сборная команда России могла тренироваться у нас по этому направлению.

Начали готовить подобную площадку по ландшафтному строительству. От WorldSkills у нас остались и идеи, и материалы.

Уже в период подготовки чемпионатов были заявки от ряда учреждений Московской области на подготовку и тренировку студентов, а сейчас есть смысл распространить это и на регионы. Тем более что и по ландшафтному строительству, и по автомобильному транспорту оба наши эксперта имеют международный статус. Они судят мировые чемпионаты, знают уровень подготовки и организации международных мероприятий.

— Уровень преподавания в вашем колледже известен далеко за его пределами. Как удалось собрать такую команду и поддерживать её творческий потенциал на такой высоте?

— С одной стороны, сегодня необходима база. С другой стороны, хорошая база без специалиста не создаётся. Эти два момента взаимосвязаны. Кроме того, у нас есть высококлассные специалисты пенсионного возраста. Это кандидаты наук, лауреаты премий, заслуженные учителя, авторы учебных пособий и учебников. Мы будем привлекать их в качестве консультантов, методистов, чтобы они передавали свои знания молодым педагогам.

И так как у нас федеральная (экспериментальная) инновационная площадка, мы можем позволить себе дуальное обучение, когда студенты три дня у нас, три дня — на производстве. Они постепенно входят в производственный процесс, в коллектив кандидатами.

С кадрами вообще всё непросто, и это одна из проблем, которую мы решаем своими силами. Раньше, например, технические вузы имели специальность «Педагогика». Был педагогический факультет, который готовил преподавателей — мастеров производственного обучения. И в нашем колледже педагогический состав — преимущественно выпускники технических вузов. Сегодня такой практики очень не хватает.

Возможно, есть смысл педагогическим университетам иметь инженерно-педагогический факультет, при этом использовать возможности дуального обучения. А практику студенты могут проходить в лучших колледжах Московской области, страны и на производстве.

— Можете обозначить планы на ближайшие 5–7 лет в развитии колледжа?

— Мы делаем серьёзный акцент в области информационных технологий, электроники. В этом году внедряем направление «Электронные приборы и устройства». Мы идём в ногу со временем и будем думать про мехатронику, робототехнику, аддитивные технологии. Эти дисциплины возможно ввести пока факультативно — как дополнительное образование. Постепенно выведем их на достойный уровень.

Кое в чём мы имеем неоспоримое преимущество и монополию. Например, в некоторых ПОО, как и у нас, есть специальность «Средства связи с подвижными объектами», но у нас эта дисциплина практически связана с автоматизацией управления тракторами. В стране это есть только у нас!

При колледже действует автошкола, собственный военно-исторический музей, многофункциональный центр прикладных квалификаций. Колледж располагает значительным набором специальностей: это 29 самых современных профессий и 80 аттестованных программ краткосрочной подготовки.

В стенах нашего колледжа работает отдел трудоустройства студентов и выпускников. Без работы не останется никто! Любой желающий может обратиться в отдел трудоустройства и за короткий срок найти себе подходящую работу: мы сотрудничаем с предприятиями, выступающими в качестве работодателей. А также устраиваем студентов на подработку в свободное от учёбы время, обеспечиваем прохождение практики.

В жизни каждого школьника наступает ответственный момент выбора будущей профессии, которой хочется посвятить свою жизнь и деятельность, быть уверенным, что она принесёт пользу обществу, моральное и материальное удовлетворение работой.

Очень важно сделать правильный выбор и иметь хорошую основу жизни. Возможности огромны, и сегодня стране нужны специалисты, способные мыслить системно.