Форум «Образование России»: как традиционные, так и современные вопросы №2(14), 2016 год

Департамент развития бизнеса ООО «Казань Экспо»

Со 2 по 4 марта 2017 года в Казани состоялся форум «Образование России» / EDU Russia — первый в регионе международный дискуссион для профессионалов отечественного образования, а также тех, кто заинтересован в современных образовательных технологиях.

Организаторами мероприятия выступили: Министерство образования и науки Республики Татарстан, ООО «Казань Экспо», ООО «Амплуа-Тренингс», Казанский федеральный университет.

Всего форум EDU Russia посетило более 2 500 участников из 38 регионов России.

Обширная деловая программа EDU Russia была представлена более 20 дискуссиями с участием более 150 российских и международных экспертов из 7 стран мира.

Темы деловой программы затронули как традиционные вопросы качества дошкольного, школьного и высшего образования, так и новые современные направления — цифровое образование и цифровой образовательный контент. Отдельным блоком форума стали сессии Корпоративного университета ПАО «Татнефть» и HR-форум от компании «Амплуа».

В первый день форума, 2 марта, темы программы касались нового качества школьного образования, а также международного опыта оценки качества образования. Помимо ведущих российских экспертов, выступили Майк Тируман, президент Союза учителей Сингапура (STU), Питер Адамс, старший менеджер проекта PISA Организации по экономическому сотрудничеству и развитию, профессор Кристин Миррел, директор по исследованиям в Центре оценки и мониторинга (iPIPS).

В рамках темы «Школа, в которой хорошо» обсудили влияние архитектуры и дизайна на образовательный процесс такие спикеры, как Юлия Каусте (Хельсиники), директор Музея финской архитектуры, Джей Литман, главный архитектор Fielding Nair International (USA), Марк Сартан, директор «Умной школы», и другие.

Большой интерес аудитории вызвали сессии, связанные с цифровым образованием, где были обсуждены не только теоретические аспекты нового направления в сфере образования, но и практические мастер-классы по внедрению новых технологий в образовательный процесс.

Никого не оставили равнодушными лекции профессора Евгения Александровича Ямбурга и лектора-музыковеда, искусствоведа, педагога, культуролога, писателя-публициста, поэта, российского и шведского скрипача Михаила Семёновича Казиника.

Сессия «Школа равных возможностей» затронула важную и актуальную тему инклюзивного образования. Спикерами сессии стали Николай Малофеев, вице-президент Российской академии образования, директор Института коррекционной педагогики Российской академии образования, Татьяна Волосовец, директор Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», Саи Вайранен, специалист по инклюзивному образованию, лектор Университета Хельсинки, и многие другие.

Вопросы профессионального образования и кадрового обеспечения предприятий для развития и экономического роста региона и страны обсуждали в рамках сессии «Профессиональное образование для инновационной экономики». Среди спикеров: Владимир Блинов, директор центра профессионального образования и систем квалификации ФИРО, Максим Усынин, первый проектор Русско-Британского института управления и директор Центра подготовки национальной сборной РФ WorldSkills по компетенции сервиса и дизайна, Сергей Денисов, директор Многофункционального центра прикладных квалификаций машиностроения Ассоциации дополнительного профессионального образования.

3 марта состоялось пленарное заседание «Человеческий потенциал — ключевой ресурс развития регионов России». В нём приняли участие президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов, заместитель министра образования и науки Российской Федерации П.С. Зенькович, министр образования и науки Республики Татарстан Э.Н. Фаттахов, главный редактор ЗАО «Издательский дом «Учительская газета» П.Г. Положевец и другие эксперты. Глава Минобрнауки России Ольга Васильева посредством видеосвязи также обратилась к участникам форума и отметила, что образование в России должно отвечать мировым стандартам, быть качественным и отвечать вызовам современности.

Большое значение, по словам Рустама Минниханова, имеет чёткое функционирование цепочки «детсад — школа — вуз». Если на каком-то участке будет сбой, то страдает эффективность всей системы. Рустам Минниханов также отметил, что в целях развития сферы образования сегодня следует активно использовать технологические новинки и изучать передовой опыт зарубежных стран.

Сессии EDU Russia 3 марта затронули темы дошкольного образования и игровых методов в образовательном процессе. В сессии «Школа и многонациональный мир» эксперты обсудили проблемы и возможности билингвального, а также национального образования. Среди экспертов: Марьо Киллонен, глава департамента образования Финляндии, Ирина Ландо, специалист по развитию памяти, Протасова Екатерина, доцент кафедры русского языка и литературы Хельсинкского университета, Рита Хасанова, председатель правления Культурно-образовательного фонда «Алфавит» (Будапешт, Венгрия).

Достаточно традиционными и в то же время важными являются вопросы профессионального стандарта педагога, мотивации педагогов. Эти и другие вопросы были затронуты в сессии «Учитель. Эволюция». Одна из современных тем, касающихся образовательного процесса, была затронута в рамках сессии «Медиасреда: друг или враг образования?», где эксперты попытались разобраться, как медиасреда в современном мире влияет на ребёнка и на образовательный процесс.

В третий день форума, 4 марта, состоялась специальная сессия «Образование в вузах», в рамках которой были затронуты темы взаимодействия российской и европейской систем образования, проблемы развития системы современного высшего образования, а также перспективы взаимодействия цепочки «школа — вуз — работодатель» и другие не менее важные вопросы. Среди спикеров: Александр Тормасов, ректор Университета Иннополис, Елена Брызгалина, заведующая кафедрой философии образования МГУ им. М.В. Ломоносова, ведущий лектор курсов по актуальным проблемам высшего образования России, Марина Вайндорф-Сысоева, эксперт по ИКТ, научный руководитель магистерской программы «Электронные образовательные технологии», Московский педагогический государственный университет.

В последний день форума был организован выездной тур по образовательным учреждениям Казани, среди которых были: билингвальный детский сад «Бала Сити», Международная школа Казани, Лицей Иннополис, Казанский федеральный университет.

Обширная программа форума EDU Russia была интересна не только для профессионалов образовательной системы, но и для людей, которым небезразлично современное образование. В третий день форума состоялся спецпроект Родительской лиги и Mel.fm «Две полезные лекции о том, что должен знать современный родитель», а также турнир Casle Quiz.

Отдельным крупным блоком форума стала выставочная экспозиция, которая была представлена Книжной ярмаркой «Книги России», а также интересными стендами партнёров форума.

Генеральным партнёром форума стало АО «Издательство «Просвещение», которое представило обширную выставочную экспозицию, а также организовало сессию «Технологическое образование — старт в успешное профессиональное будущее». Экспертом сессии выступил Дмитрий Верник, руководитель центра технологического образования АО «Издательство «Просвещение».

Организационным партнёром форума стала компания ПАО «Татнефть». Корпоративный университет ПАО «Татнефть» в сессиях «Практика применения профессиональных стандартов в сфере образования», «Корпоративное обучение: вместе или вместо» и мастер-классах обсудил с приглашёнными экспертами актуальные вопросы корпоративного обучения.

Телеком-партнёром форума стала компания МТС, которая презентовала в дни форума новый проект — «Дети в Интернете». Свои проекты в сфере образования представили также банк-партнёр — ПАО «Ак Барс Банк», и IT-партнёр форума — компания ICL.

Официальными партнёрами форума выступили: SAMSUNG, Объединённая издательская группа «Дрофа — Вентана Граф», ООО «Носимо», ОАО «Генеральная дирекция международных книжных выставок и ярмарок», ООО «Банковские системы и сервисы», ООО «Эдком». Официальным туроператором форума стала компания Skyland.

Информационные партнёры EDU Russia: журналы «Кто есть кто в образовании и науке», «Популярная механика», «Вестник образования», «Педсовет», «Вестник образования России», «Администратор образования», «Современное дошкольное образование», «Обруч», «Эксперт Татарстан», «Магариф»; интернет-порталы: Newtonew, Внешкольник.ru, Education-events.ru, Mel.fm, «МЦФЭР. Образование», «Университетская книга», ЭБС IPRbooks, «Понедельник», «Полезное образование», InLearno.

В ближайшее время будут определены даты проведения форума «Образование России» в 2018 году.