Дистанционное обучение – мир без границ №1(11), 2014 год

Елена Мельникова

В Москве состоялась международная конференция Международного совета по открытому, дистанционному и электронному образованию (ICDE) «Открытое, дистанционное, электронное обучение: мир без границ».

Это событие знаковое для российской системы образования: конференция прошла в нашей стране впервые за 76-летнюю историю ICDE. В последние годы Россия активно интегрируется в мировую образовательную среду и совершила настоящий прорыв в области развития дистанционного обучения. Дальнейшие перспективы новейших образовательных технологий как в нашей стране, так и во всем мире, стали главным предметом обсуждения участниками конференции. Мероприятие собрало более 200 экспертов из десятков стран мира, среди которых были представители научного сообщества, преподаватели и руководители учебных заведений. Конференция организована ICDE совместно с Московским государственным университетом экономики, статистики и информатики (МЭСИ), который на сегодняшний день является одним из лидеров электронного обучения в РФ. 

Наталья Тихомирова, ректор МЭСИ, обратилась к участникам встречи с приветственной речью. Она выразила уверенность, что мероприятие будет способствовать укреплению деловых контактов в сфере образования, а также формированию международной научной площадки для развития новых совместных исследований. Особое внимание она обратила на высокий уровень организации встречи. «Конференция проходит под патронажем Министерства образования и науки РФ, института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, Европейской сети дистанционного и электронного обучения и Европейского фонда гарантий качества электронного обучения, – сообщила Тихомирова. – Кроме того, поддержку мероприятию оказали Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом и по международному гуманитарному сотрудничеству, Совет по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ, Российский союз ректоров, Совет ректоров вузов Москвы и Московской области и Российская ассоциация бизнес-образования». Актуальность конференции, по словам Тихомировой, обусловлена новой парадигмой в образовании информационного смарт-общества, переход к которому является электронное обучение. Что касается конкретных задач, которые требуют обсуждения специалистов и выработки совместного плана действий, то важнейшими из них она назвала следующие: «поиск новых возможностей внедрения электронного обучения в традиционных образовательных учреждениях – от детских садов до педагогических вузов, а также определение путей сотрудничества между учебными заведениями с помощью электронного обучения». Кроме того, по её мнению, российским специалистам необходимо принять меры для реализации поручений президента РФ Владимира Путина, обозначенных в Послании к Федеральному собранию в части расширения применения электронного обучения. Сегодня всем заинтересованным в совершенствовании и развитии образования сторонам необходимо «сформулировать различные аспекты дистанционного образовании, его глобальные тренды», считает Тихомирова. «Выводы, сделанные по итогам встречи, будут интересны и полезны всем участникам образовательного сообщества и помогут им составить комплексное представление о процессах и процедурах, происходящих в мире в области электронного обучения», – резюмировала ректор МЭСИ. 

Тиан Белавати, президент ICDE, ректор открытого Университета Тербука (Открытый университет) в Индонезии считает Москву прекрасной площадкой для установления связей между людьми по всему миру с помощью открытых образовательных ресурсов. Ведь российское государство объединяет Европу и Азию и его столица всегда была местом пересечения торговых, политических и культурных маршрутов на протяжении многих веков. Своё выступление президент ICDE посвятила особому значению электронных средств обучения в современной образовательной среде. Она рассказала: «Повсеместное внедрение новых технологий явилось причиной быстрых перемен в сфере образования, которые сегодня нельзя игнорировать. Все больше людей, обладая доступом в Интернет, получают необходимые знания и навыки без необходимости присутствовать на учебных занятиях. С появлением открытых образовательных ресурсов и массовых онлайн-курсов у людей появилась возможность учиться в удобном для себя темпе, в любое время и из любой точки мира. Новые подходы, методы и инновации в открытом дистанционном образовании позволили упростить совместное использование знаний, навыков и опыта вместе с развитием сотрудничества во всём мире».

Руководитель отдела высшего образования сектора образования ЮНЕСКО Паулина Гонсалес-Позе отметила исключительную важность электронного обучения для студентов во всем мире: «Новые технологии открывают широкие возможности для повышения качества высшего образования». 

Такого же мнения придерживается и временно исполняющий обязанности директора Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании Александр Хорошилов. Он рассказал: «Перед ЮНЕСКО сегодня стоит цель построения глобального инклюзивного общества знаний, и применение дистанционных форм обучения позволит её достигнуть. Мы организовали сеть, в которую входят университеты из разных стран, которые работают в области использования информационных технологий и развития инновационной педагогики. Сегодня в этой сфере появились новые важные тенденции, которые требуют выработки общих решений, чему как раз содействует ICDE – надёжный и стратегический партнёр ЮНЕСКО». 

Глобальным трендам в дистанционном обучении посвятил выступление в ходе пленарного заседания «Открытое электронное образование: от традиционного обучения к инновационному» генеральный секретарь ICDE Гард Титлстад. Он выразил уверенность, что открытое, дистанционное, онлайновое и электронное обучение обладает огромными ресурсами и способствует развитию качественного образования для всех. По его мнению, распространение открытых образовательных курсов привело к тому, что знания, которые ранее были доступны исключительно слушателям элитных учебных заведений, становятся достоянием гораздо более широкого круга лиц. В то же время, как считает Титлстад, особую роль дистанционное образование по-прежнему играет в университетской среде, поскольку студенты и учёные заинтересованы в постоянном обмене знаниями и практическим опытом для того чтобы совершенствоваться и достигать своих целей. Дистанционное образование, как отметил докладчик, занимает всё более сильные позиции и в бизнес-образовании. При этом по его словам, сложно переоценить важность открытого электронного обучения для Азии и Африки – именно в этих регионах мира дистанционное образование развивается особенно быстрым темпом. Главным приоритетом работы ICDE на мировом и региональном уровнях генеральный секретарь Международного совета по открытому, дистанционному и электронному образованию назвал плодотворное и долговременное сотрудничество между организациями, ассоциациями и частными лицами. Также он отметил, что важнейшим условием дальнейшего успешного развития дистанционного образования во всем мире является повышение квалификации педагогов в области электронного обучения. 

В ходе работы секций конференции ICDE участники мероприятия поделились своими наработками и достижениями в сфере дистанционного образования. В частности обсуждался опыт внедрения открытых образовательных ресурсов в российских и зарубежных школах, колледжах и университетах. Также были затронуты многие актуальные вопросы развития дистанционного образования такие как: воздействие мобильного обучения на уровень вовлечённости слушателей, этика общения в процессе компьютерно-опосредованных коммуникаций, особенности дистанционного контроля знаний, а также проблема стандартизации электронного обучения в разных странах мира. Лейтмотивом выступления докладчиков стала мысль, что дистанционное открытое обучение является фактором инновационного развития современного общества, не противоречит традиционному образовательному процессу и должно быть органично интегрировано в него.