СПО: интеграция науки и практики №1(7), 2011 год

21 мая 2012 г. в Москве состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция «Инновационные практики в среднем профессиональном образовании». Форум проведён под эгидой Департамента образования города Москвы и НИИ развития профессионального образования. Принимал гостей, съехавшихся из различных областей России, а также из Белоруссии, Украины, Финляндии, Технологический колледж № 14, одно из лучших учреждений СПО столицы.

Конференция, которая проводится уже не первый год, стала местом встречи профессионалов – носителей креатива, активно применяющих инновационные обучающие практики. Государственная программа «Столичное образование–2016» выделяет эту деятельность, называя приоритетной.

Весь день шёл живой обмен опытом работы, обсуждались насущные проблемы, связанные с выстраиванием системы менеджмента качества образования, использованием лучших тьюторских практик, механизмов формирования кластеров и моделей организационного управления, образовательного туризма и прочее, прочее…

Заведующая лабораторией инновационного развития профессионального образования НИИРПО Т.А. Сергеева заметила, что развитию инновационной среды способствовали государственные целевые программы «Образование», «Столичное образование» и «Рабочие кадры». Успешность инновационных проектов во многом зависела от грамотного руководства учреждениями СПО.

– Источник формирования действенных инновационных практик находится в каждом конкретном учебном заведении, – сказала она. – Вначале чётко формулируется проблема, затем следует поиск наиболее оптимальных путей её решения, только после этого возможен прорыв.

Аудитория с интересом выслушала выступление директора ФИРО, академика РАО А.Г. Асмолова, посвящённое проблеме развития образования в сетевом веке.

Профессор А.Г. Асмолов утверждал, что необходимо беречь и развивать практический интеллект, который является такой же сверхценностью, как научные способности. «Голый» вербализм весьма опасен в средней школе, но в профессиональном образовании вовсе неприемлем.

Пользуясь яркими, сочными образами, докладчик утверждал, что правильное образование является «двигателем разума».

– Нам надо понять, каковы риски профессионального образования в наше время, и почему Россия так упорно сопротивляется инновациям, – подчеркнул он. – Являясь генераторами идей, мы чаще всего не пользуемся их плодами, потому что от инновации до коммерциализации и конечного продукта – огромная дистанция.

И, как вывод, – сегодня возникает необходимость в разработке целостной философско-антропологической концепции образования, соответствующей идеям, изложенным в Концепции модернизации образования. Общество обязано дать установку на труд, создать уникальные институты трудовой социализации личности, базой которых призвано стать начальное и среднее профтехобразование.

Прогноз развития современного рынка труда, учёт его потребностей придаст новое ускорение деятельности НПО и СПО. Работодатели транслируют запрос на новые профессии, и система образования должна вовремя его услышать. Парадигма развития различных регионов уникальна, её следует учитывать системе образования, чтобы верно выбирать направление движения.

Дискуссионная интонация прозвучала в докладе доктора психологических наук, чл.-корр. РАО В.И. Слободчикова, который заметил, что, безусловно, новые образовательные практики продвигают идею, при этом понятие инновации включает полный цикл реализации той или иной общественной практики. Важно определить источник инновации, который может исходить из любой сферы экономической, социальной либо общественно-политической деятельности. Это может быть изобретение либо научное открытие, инициирующее практическое внедрение инновации.

Но камнем преткновения чаще всего становится разрыв между теорией и практикой. Как заметил классик, «суха теория, мой друг»… Поэтому столь важно обучение, трансляция, создание опытных производств, ибо инновационный процесс – это форма и способ укоренения новшества в практике.

Докладчик обратил внимание аудитории на появление новой формы общественной практики, так как инновационная деятельность возможна только в творческой среде. В качестве примера он привёл уровень развития педагогической возрастной психологии в СССР в пятидесятые годы прошлого столетия. Творческий коллектив под руководством Эльконина-Давыдова доказывает возможность формирования основ теоретического мышления у младших школьников. Разрабатываются принципиально новые учебные программы по основным предметам, изучаемым в начальной школе. Начался эволюционный процесс, сопровождавшийся созданием научных лабораторий в самых отдалённых регионах страны, занимающихся формированием предпосылок для развития познавательного процесса у учеников начальной школы. Появились новые формы практики, складывающиеся в различные системы развивающего обучения, которые к 90-м годам охватили четверть всех отечественных школ. Создание учебно-методических комплектов в рамках проводимого эксперимента потребовало значительного времени – 40 лет.

– Сегодня источником инновационных предложений является политика и частично экономика, к которым не имеют никакого отношения ни образовательное сообщество, ни наука. Речь идёт о программе «Наша новая школа», под которую не была подведена концептуальная, научная, технологическая база, – заострил проблему профессор В.И. Слободчиков, подвергнув критике идею «тьюторства», охарактеризовав её как синтетическую, совмещающую компетенции воспитателя, наставника, мастера, консультанта, учителя. Возникает вопрос: кто такой «тьютор» в своей конкретной профессиональной позиции? Видимо, это должностная позиция, а педагогическая в чем выражается? Под эту деятельность нет ни психолого-педагогического концепта, ни норм профессиональной деятельности.

Основной тезис доклада был неоспорим, действительно, педагогика в России всегда была служением, а не сферой услуг. Эта максима прозвучала ярко и чётко. Однако, как отличить истинную инновацию от «инновационного беспредела»? По мнению профессора В.И. Слободчикова, критерием должна послужить мыследеятельностная педагогика и духовно-нравственная культура Российского общества, цель которой заключается в «выращивании человеческого в человеке», при этом незыблемым должен оставаться принцип равной доступности качественного образования для всех граждан нашей страны. Если в учебных заведениях будет введена мыследеятельностная педагогика, то качество образовательного процесса повысится через работу со способностями учащихся.

О развитии инновационной инфраструктуры в рамках реализации государственной программы развития образования рассказала начальник Управления столичного Департамента образования М.Н. Русецкая:

– Один из разделов государственной программы посвящён развитию профессионального образования. Когда мы думали, как улучшить работу городских экспериментальных площадок, решили перевести их деятельность в новый формат. Отбор инновационных предложений будут обеспечивать научные учреждения, окружные и городские площадки.

Развитию профессионального образования способствует деятельность творческих площадок, созданных на базе 22-х учреждений СПО. Столичный Департамент образования отобрал одиннадцать перспективных тем, а творческие коллективы, сложившиеся в этих учебных заведениях, готовы развивать предложенные идеи и широко транслировать их результаты. Каждая инновационная площадка составила свой бизнес-план и просчитала ожидаемый эффект от реализации проекта.

В Москве создан городской Центр инноваций и технологий, одной из задач которого является сопровождение всех инновационных предложений от идеи до коммерциализации и получения прибыли. Сейчас формируется специальный информационный ресурс, который придаст этой деятельности новый масштаб и звучание.

Среди гостей форума, как уже говорилось, были наши северные соседи из Финляндии, представляющие уникальный образовательный концерн «ОМНИА», которые поделились своим опытом работы. «ОМНИА» объединяет 10 тыс. учащихся, здесь в полной мере реализованы принципы ориентированного на практику образования.

На конференции прозвучало немало интересных докладов и сообщений. Заместитель директора Московского колледжа связи № 54 Н.Г. Ронжина рассказала коллегам об уникальной методике электронного документооборота, внедрение которой позволило решить проблему посещаемости занятий, навести полный порядок в делопроизводстве и не только. Не случайно колледж трижды становился победителем программ «Рабочие кадры» и «Национальный проект», реализуя на практике идею интеграции науки и образования.

Педагог Московского Технологического колледжа № 14 Т.П. Шепелева обрисовала в своём выступлении творческое пространство преподавателя, практически полностью «переведённое на цифру». На факультете дизайна оборудована 3D студия, работающая в нескольких режимах, в том числе видеоконференции, что расширяет границы и возможности обучения. Использование интерактивных планшетов позволяет проводить коллективные занятия, в которые активно вовлечены все студенты. Современная техника позволяет проводить видеоуроки, на которых изучается цифровая живопись, трёхмерная графика, программа ZB rush – имитация процесса графической «лепки».

Форум порадовал педагогов маршрутами «живых» инновационных практик, мастер-классами.