Парламентские слушания на тему: О концепции проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №2(6), 2010 год

Андрей Куликов

В Москве в стенах Современной гуманитарной академии состоялись парламентские слушания на тему нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В мероприятии приняли участие такие знаковые личности, как председатель Совета Федерации Сергей Миронов, председатель Комитета Совета Федерации по образованию и науке Хусейн Чеченов, статс-секретарь — заместитель министра образования и науки Российской Федерации Иван Лобанов и другие. В рамках мероприятия были установлены телемосты с более чем десятью регионами страны, включая Хабаровский край, Кабардино-Балкарскую республику и Калининградскую область.

Участники парламентских слушаний рассмотрели и обсудили проект нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Была подчёркнута актуальность и важность его разработки для создания благоприятных условий по реализации гражданами России права на образование.

На сегодняшний день отношения, складывающиеся в сфере образования, регулируют два основных закона: Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» и Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 25-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Кроме того, по словам статс-секретаря — заместителя министра образования Ивана Лобанова, с 2002 года было внесено более 200 дополнительных законодательных инициатив, 60 из которых были приняты.

Хотя действующий Закон Российской Федерации «Об образовании» выполнил важнейшую социальную задачу: позволил защитить и обеспечить работоспособность отечественной системы образования, на его основе так и не удалось сформировать упорядоченную и сбалансированную систему законодательства об образовании. Преобладание и большой объём ведомственных нормативных правовых актов обусловили недостаточность механизмов регулирования отношений в этой сфере.

Следствием внесения многочисленных поправок стали: внутренняя противоречивость действующего федерального законодательства об образовании; гипертрофированность и непоследовательность системы подзаконных нормативных актов; декларативность норм, не подкреплённых правовыми механизмами реализации; пробелы, мешающие развитию системы образования. По словам Сергея Миронова, многие положительные моменты, имевшие место в советской образовательной системе, были утеряны, что является серьёзной ошибкой.

Кроме того, всестороннее реформирование образовательной системы: внедрение новых технологий обучения, форм и механизмов организации образовательной деятельности — обозначило отставание правового регулирования отношений в сфере образования от её потребностей.

Всё это свидетельствует о том, что назрела необходимость в разработке и принятии нового законодательного акта, интегрирующего законодательство по всем уровням образования.

Новый федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» должен закрепить принципы, в соответствии с которыми будет осуществляться правовое регулирование всей совокупности правоотношений системы образования, общие положения и правовые режимы, действующие на каждом её уровне; правовые механизмы, позволяющие эффективно применять соответствующие нормы на практике.

Проектируемый федеральный закон станет основополагающим законодательным актом в сфере образования. Обеспечивая стабильность и преемственность в развитии законодательства об образовании, законопроект направлен на установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования.

В настоящее время текст проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» представлен Министерством образования и науки Российской Федерации для общественного обсуждения и включает 20 глав. В них нашли отражение вопросы структуры законопроекта; системы образования; дошкольного и общего школьного образования; профессионального образования; образовательных организаций; прав обучающихся, их родителей и других законных представителей; общих правил организации образовательного процесса и реализации образовательных программ; статуса работников, осуществляющих деятельность в образовательных организациях (статуса педагогических работников) и многие другие.

Участники парламентских слушаний отметили, что начавшиеся в рамках общественного обсуждения дискуссии показали, что текст законопроекта вызывает массу вопросов и нуждается в серьёзной и тщательной доработке. Среди замечаний участники слушаний выделили следующие отрицательные моменты: чрезмерная регламентация сферы образования и тенденция к её бюрократизации; несогласованность и противоречивость отдельных норм и статей; невозможность применения на практике отдельных положений; отсутствие механизмов, обеспечивающих качество образования; неясность новой типологии образовательных организаций; отказ от системы начального профессионального образования; проблемы с малокомплектными школами; поверхностное обозначение функции общественной аккредитации; отсутствие положений, регулирующих возможность получения образования на предприятиях; отсутствие положений, обеспечивающих духовно-нравственное и патриотическое воспитание; резкое сокращение социальной составляющей образования и другие.

Участники обсуждения предлагают решить в законопроекте следующие проблемы: определить комплекс единых требований к организации современного образовательного процесса; урегулировать вопросы повышения квалификации кадров; проработать вопрос государственно-общественного управления образованием; доработать главу, касающуюся статуса педагогических работников; разработать положения о педагогической интернатуре; определить права и компетенцию научного работника; отрегулировать вопросы электронного образования и дистанционного обучения; проработать вопросы расширения возможностей российского образования на международном рынке образовательных услуг.

Признавая актуальность и объективную необходимость формирования в Российской Федерации эффективной системы образования, участники парламентских слушаний рекомендовали доработать текст проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» с учётом представленных замечаний и предложений.

Все без исключения участники слушаний, включая представителя министра образования, пришли к выводу, что торопиться с принятием нового закона не следует, так как нужно учесть все пожелания и сделать закон максимально продуманным и направленным в будущее. В заключение Сергей Миронов подчеркнул, что всегда следует помнить: образование — это не услуга, а целая система, включающая воспитание, социализацию и преемственность поколений. Данный законопроект касается всего нашего общества. И решение проблем образования — это краеугольный камень для будущего нашей страны.