Образование: модель будущего №2(6), 2010 год

Татьяна Викторова

19 марта состоялось заседание коллегии Минобрнауки России. В работе приняли участие: заместитель председателя правительства РФ Сергей Иванов, министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина, заместитель министра финансов РФ Татьяна Нестеренко, председатель комитета Госдумы РФ по науке и наукоёмким технологиям Валерий Черешнев, руководитель Департамента образования города Москвы Исаак Калина, ректоры крупнейших российских университетов. На повестку дня был вынесен вопрос: «Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации за 2010 год и задачах на 2011 год».

Интеллектуальная база инновационной экономики

Как подчеркнул заместитель премьер-министра Сергей Иванов, Министерство образования и науки успешно управляет большим объёмом государственного имущества: если в начале минувшего года на балансе числилось всего пять объектов, то с расширением функций их число увеличилось до 1200. В сфере образования происходят кардинальные перемены, которые инициируются потребностями социально-экономического развития общества.

Реализуются семь VIP-проектов, в центре их внимания — развитие и совершенствование профессионального образования, становление прикладного бакалавриата и магистратуры, создание механизмов государственно-частного партнёрства в сфере научно-исследовательских работ. Оценивать качество образования будут общество и бизнес. Результаты научных исследований должны быть востребованы экономикой и практикой.

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко в своём докладе проанализировал итоги минувшего года.

— В 2010 году у нас возникло новое Министерство со старым названием, — сказал он. — Решение об упразднении Федерального агентства по образованию, Федерального агентства по науке и инновациям, передаче их функций Министерству образования и науки Российской Федерации было обусловлено необходимостью консолидации всех ресурсов, в том числе организационных и кадровых, для достижения результатов, намеченных руководством страны. В течение 2010 года нам удалось провести существенную перестройку аппарата управления за счёт устранения дублирования и неэффективно работавших механизмов.

Хотя кадровый состав министерства обновился наполовину, это обстоятельство не помешало работать в обычном режиме и заниматься вопросами стратегического характера, главным из которых является создание интеллектуальной базы для инновационной экономики.

По словам министра, важнейшей составляющей инновационной экономики является формирование эффективно функционирующего кадрового потенциала, отвечающего требованию непрерывного обновления знаний, умений и навыков. Это требование выражено в парадигме: образование — не на всю жизнь, а через всю жизнь. Конкурентоспособность каждого человека на рынке труда определяется таким важным критерием, как способность к постоянному обучению.

— Должна быть выстроена непрерывная и постоянная система мотиваций во время обучения, — сказал министр. — Каждая ступень образования должна повышать востребованность человека.

Детский сад — это очень серьёзно

Заметив, что дошкольное и школьное образование нуждаются в серьёзных переменах, министр подробно остановился на этой проблеме:

— Нам удалось нормативно закрепить и наладить работу в регионах по развитию семейных детских садов и групп кратковременного пребывания, детских садов при школах и учреждениях дополнительного образования, консультационных пунктов для родителей с детьми дошкольного возраста. Приняты меры по обеспечению финансовой доступности дошкольного образования (компенсация части родительской платы, установление предельного размера родительской платы за содержание детей в дошкольных учреждениях). Примером эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти являются совместные с Роспотребнадзором решения о внесении изменений в санитарные правила и нормы. Сейчас можно создавать семейные группы и увеличивать численность детей в группе, если позволяет площадь помещения. Кроме того, надо шире использовать государственно-частное партнёрство, развивать негосударственный сектор дошкольного образования.

Ресурсы образовательной системы

Главное лицо в школе — учитель. В докладе особый акцент был сделан на материальное обеспечение педагогов.

— За годы комплексных проектов модернизации образования, благодаря внедрению новых финансовых механизмов, удалось изменить ситуацию с заработной платой учителей в лучшую сторону, — заявил министр. — Зарплата качественно работающих учителей в части регионов сравнялась со средней по экономике, а в некоторых субъектах федерации и превысила её. Однако истекший год показал, что зарплата учителей снова начинает отставать, а кое-где наметилась тенденция даже к её снижению. Анализ показывает, что ситуация более благоприятна в тех регионах, которые перешли на новую систему оплаты труда и нормативно-подушевое финансирование на основании модельных методик, разработанных, исходя из опыта передовых регионов и утверждённых министерством. Именно эти регионы оказались наиболее подготовлены к реализации президентской инициативы «Наша новая школа» и по условиям обучения, и по результатам. Почему это происходит? Ресурс системы, кадровый и финансовый, используется более эффективно. Чем качественнее ты работаешь, тем выше зарплату получаешь. Чем больше в школе качественно работающих и успешных учителей, тем больше учеников в неё стремится, тем выше объём субсидии для школы. Очевидно, что качество образования тесно увязаны с объёмами финансирования школы. Решить задачу по обеспечению этого соответствия вполне реально. Примером тому служат регионы, где это уже сделано: Тюменская, Костромская, Мурманская, Калининградская области, республики Марий Эл, Саха-Якутия. И это яркая иллюстрация, что позитивное, правильное и деятельное отношение к учителю является основой улучшения качества образования. В связи с этим мы обращаемся к Минрегиону с просьбой включить показатель соотношения зарплаты учителей со средней зарплатой по региону в перечень индикаторов эффективности экономической деятельности. Для обеспечения нового качества образования необходимо «настроить» систему и общество на высокие требования к компетентности педагогических и руководящих работников образования. На это направлен новый порядок аттестации педагогов, утвержденный приказом Минобрнауки России, который введен с 1 января 2011 года.

Стандарты преткновения

Главный критерий новых школьных стандартов — достижение высоких результатов обучения. В 2010 году заработали новые образовательные стандарты для начальной школы, по которым с 1 сентября 2010 года начали обучение около 200 тысяч, или 15%, первоклассников. А с 1 сентября 2011 года уже все первоклассники страны будут учиться по новым стандартам. С 2015 года начнётся обязательное введение стандартов в 5-х классах, а с 2020 — и в старшей школе.

— Мы приветствуем дискуссию, которая развернулась в связи со стандартом старшей школы, — сказал Андрей Фурсенко. — Это свидетельствует о возрастающем интересе общества к образованию. Благодаря конструктивным предложениям уже сейчас, на стадии обсуждения, стандарт улучшился. Хочу подчеркнуть важность этой дискуссии. Впервые затронуты ключевые вопросы для общества — содержания образования и его результатов. Неоднократно повторял и повторю сегодня — стандарты старшей школы не будут приняты, пока не будет достигнуто согласие. Если общественное обсуждение покажет необходимость их кардинальной переработки, мы пойдём на это. Но хочу заметить, что руководствоваться при образовательных реформах запросами и реалиями сегодняшнего дня, значит остановиться в развитии. Мы же должны закладывать в стандарты образования модель будущего.

Поддержим модернизацию рублем

В 2010 году продолжилась реализация приоритетного национального проекта «Образование». Была сформирована конкурентная среда, определены группы лидеров для распространения практики модернизации во всей системе образования страны, распространены эффективные механизмы развития российской школы, апробированные в 31 регионе, реализующем комплексные проекты модернизации образования.

— Практику реализации направлений ПНПО и инициативы «Наша новая школа» мы продолжим в текущем году в комплексе с мероприятиями новой Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы, принятой в феврале этого года, — заметил министр. — На реализацию программы будет направлено из всех источников 137 млрд рублей, из которых 57 млрд рублей — средства федерального бюджета. В программе впервые появился механизм поддержки модернизации через субсидии, предоставляемые регионам на конкурсной основе: из 57 млрд рублей федеральных средств на субсидии приходится 10,5 млрд рублей. Аналогичные инструменты будут использоваться и для развития профессионального образования, в первую очередь — неуниверситетского.

Образование, наука, практика

Особая роль в обеспечении подготовки высококвалифицированных специалистов принадлежит ведущим российским университетам. Уже сейчас можно говорить о формировании сети вузов, которые становятся основой для новой эффективной высшей школы России.

— Министерством одобрены программы развития 29 национальных исследовательских университетов и восьми федеральных университетов, а также двух крупнейших университетов страны — Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета, — обозначил тему Андрей Фурсенко. — Общий объём бюджетных средств, направляемых на реализацию их программ в 2010–2012 годах, составляет 69 млрд рублей. Работа по созданию ведущих университетов неразрывно связана с решением задач совершенствования структуры и содержания профессионального образования, где главным критерием успеха является востребованность выпускника, его профессиональный и карьерный рост. Создавая такую сеть, мы планируем открыто и комплексно анализировать работу ведущих вузов. Первые результаты Комиссии, в состав которой вошли представители образования, науки, индустрии, бизнеса и общественности, дали следующие оценки эффективности реализации программ ведущих вузов: у всех вузов есть реальный результат — оснащение современным оборудованием, обновление инфраструктуры, повышение квалификации кадров. Есть примеры лучших практик в области управления вузом и программой, инновационной деятельности, нестандартной образовательной составляющей за счёт партнёрства с российскими работодателями, с зарубежными организациями и так далее. Полный анализ мы планируем представить на заседании Коллегии в мае 2011 года.

Продолжая тему ведущих вузов, министр отметил, что в 2010 году были отработаны инструменты взаимодействия университетов с реальным сектором экономики. Одним из них стал Федеральный закон № 217-ФЗ, позволивший создавать хозяйственные общества на базе образовательных и научных учреждений.

В минувшем году было создано более 700 хозяйственных обществ. Главным образом, это небольшие коммерческие организации, в которых работают от 5–10 до нескольких десятков человек, но именно они предлагают широкий спектр технологий для возможного коммерческого использования.

В 2010 году начали реализовываться принципиально новые инструменты поддержки инновационной деятельности вузов. Развивается кооперация вузов и предприятий реального сектора экономики. Предприятия, участвующие в этой программе, в качестве вузов-партнёров выбрали 76 российских вузов. Другой проект прямым образом связан с поддержкой и привлечением ведущих учёных, задачей которых является формирование исследовательских лабораторий международного класса на базе российских вузов. По итогам экспертизы было отобрано 40 победителей конкурса, среди которых как российские, так и иностранные учёные. В 2011 году этот конкурс продолжается.

— Уже сегодня мы можем уверенно сказать, что эти инструменты оправдывают ожидания, — заметил министр. — Сегодня мы используем и такие возможности расширения инновационной активности вузов, как участие их в программах развития 47 крупнейших государственных компаний (более 100 вузов), в формировании технологических платформ.

Высокие технологии

В докладе Андрея Фурсенко прозвучало, что в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 годы» министерство планирует поддержать развитие технологических платформ, формируя тематику НИОКР по инициативе производственных организаций. Годовой объём бюджетного финансирования этих работ составит 5 млрд рублей, при этом такую же сумму на паритетных условиях должен вносить бизнес.

— Уверен, что новые подходы позволят существенно улучшить инновационные процессы, — подчеркнул министр. — Постепенно количество успешных проектов переходит в новое качество, что подтверждают результаты реализации ФЦП. Взять, хотя бы, тот факт, что объём дополнительного производства новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции за счёт коммерциализации созданных передовых технологий составил в прошлом году 38,4 млрд рублей при плане в 23–24 млрд рублей. Дополнительный объём экспорта высокотехнологичной продукции выражается в сумме 7,8 млрд рублей, при плановых значениях 2–3,5 млрд рублей. Разработаны 43 новые технологии, предназначенные для коммерциализации, — это в два раза больше того, что предусмотрено программой. Создана и успешно функционирует сеть из 63 центров коллективного пользования научным оборудованием с общей стоимостью оборудования около 15 млрд рублей. За 2010 год на этом оборудовании было выполнено НИР в объёме 3,3 млрд рублей, а общий объём оказанных услуг составил почти 1,2 млрд рублей.

— В рамках ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008–2010 годы» создана инфраструктура опорной высокоскоростной сети для передачи данных между центрами Национальной нанотехнологической сети (ННС), на завершающей стадии находятся работы по созданию системы распределённых вычислений — ГридННС, — прозвучало в докладе. — Создана сеть центров метрологического обеспечения и оценки соответствия нанотехнологий и продукции наноиндустрии, объединяющая семь региональных и девять отраслевых центров, которые уже оказывают услуги организациям ННС. В рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» в 2010 году в научных исследованиях приняло участие почти 57 тысяч высококвалифицированных исполнителей (более 15% общего числа научных сотрудников России), среди них 41,5 тысяч — молодые учёные и студенты. Цель этой программы — привлечь и закрепить к 2013 году в сфере науки и высоких технологий около 12 тысяч высококвалифицированных специалистов.

На Коллегии выступили ректор МГУ имени М.В. Ломоносова, действительный член РАН, президент Российского союза ректоров высших учебных заведений Виктор Садовничий, ректор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Кропачев, директор Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук, ректоры университетов.