О нашей культуре замолвите слово №2(6), 2010 год

Татьяна Тебенихина

20 января в Российской Академии музыки имени Гнесиных состоялось совместное заседание коллегий двух федеральных министерств — Минобрнауки и Минкультуры. Тема обсуждения касалась вопросов образования в сфере культуры и искусства в свете Послания Президента России Федеральному Собранию РФ от 30 ноября 2010 года. В заседании приняли участие: министр культуры РФ Александр Авдеев, председатели комитетов Государственной думы по культуре — Григорий Ивлиев, по образованию — Григорий Балыхин, советник президента РФ Леонид Яковлев, заместители министров, руководители департаментов, творческих вузов и школ искусств, а также известные деятели культуры и искусства.

— Лишь просвещение и культура формируют личность человека. К сожалению, в нашей стране это важное направление воспитания и образования серьёзно «просело», — задал тон дискуссии министр культуры РФ Александр Авдеев. — В результате духовный и культурный вакуум заполняется идеями шовинизма, национализма. Необходимо всесторонне поддерживать и совершенствовать систему образования, его культурную составляющую. Важным направлением мы считаем педагогическое сопровождение талантливых детей.

В России работают 29 нетиповых образовательных учреждений, в которых учатся около 6 тыс. талантливых детей от 7 до 17 лет, постигая хореографию, музыку, живопись. Выступавшие подчёркивали, что таких школ должно быть больше, а их законодательную базу надо детально прорабатывать и укреплять. Профессиональное и творческое становление одарённого ребёнка — это важное государственное дело.

Роль детских школ искусств в художественном воспитании молодёжи бесспорна. Однако сегодня, по мнению выступавших, они находятся в сложном положении. Старение кадров, плохая материально-техническая база, невысокая заработная плата преподавателей — это лишь часть проблем, под грузом которых может рухнуть стройная система. С горечью приводились жизненные факты: в некоторых школах искусств, чтобы как-то свести концы с концами, вынуждены открывать коммерческие отделения для занятий, далёких от высокого искусства, например, для выпиливания лобзиком по дереву.

— Если не будут поддержаны детские школы искусств, они могут быть разрушены, — поставил вопрос ребром председатель Комитета ГД по культуре Григорий Ивлиев. — Проблеме художественного образования в проекте нового Федерального Закона необходимо уделить приоритетное внимание, ибо оно является неотъемлемой частью общего образования. Наша точка опоры в вызовах XXI века — культура, эстетическое воспитание, традиции.

Разговор о народных традициях продолжил директор Московского училища прикладного искусства Александр Толкачёв. Он выразил обеспокоенность по поводу того, что сегодня народные промыслы отданы на откуп кича и отнесены к сфере деятельности промышленности. Если продолжать идти этим путём, можно полностью растерять народное национальное достояние.

— Приходится констатировать, что уровень преподавания в школах искусств сегодня значительно снизился, — заострила вопрос ректор Самарской государственной академии культуры и искусства Элеонора Куруленко. — Если так дальше пойдёт, то можно говорить о клинической смерти этих школ. Если внимательно читать закон «Об образовании», то создаётся впечатление, что сфера культуры и искусства — совершенно необязательное добавление, без которого вполне можно обойтись. Сегодня необходимо поднимать планку эстетического и культурного образования — эта та задача, которая требует немедленного реагирования.

Безусловно, процент одарённых детей не может быть слишком высоким: природа не настолько щедра. Поэтому наряду с развитием творческих школ и колледжей важно повышать общий культурный уровень и эстетическое сознание у всех наших детей и молодёжи. Эту роль успешно играют учреждения дополнительного образования, которые также нуждаются в государственной поддержке.

— Предмет «искусство» должен быть обязательным для средней школы, вплоть до старших классов, — убедительно подчеркнул депутат ГД Олег Смолин. — Развитие личности должно быть гармоничным за счёт усвоения междисциплинарных знаний.

По мнению спикеров, укрепление культурного потенциала образования невозможно без тесного сетевого взаимодействия учреждений всех ступеней — школ, училищ, колледжей, вузов. В этой связи обсуждалась новая редакция ФЗ «Об образовании в РФ», особенно в области разработки стандартов НПО, СПО и высшего образования при подготовке специалистов в сфере культуры и искусства. Важным представляется закрепление на законодательном уровне права творческой личности на бесплатное второе высшее образование.

— В России сложилась лучшая система подготовки творческих специалистов, равных которой нет ни в одной стране мира, и мы обязаны сохранить её. В странах Евросоюза практически полностью разрушена профессиональная школа театрального искусства, — эта информация, как предостережение, прозвучала с трибуны коллегии.

С интересным предложением, которое поддержала коллегия, выступил народный артист Российской Федерации, солист балета Большого театра Николай Цискаридзе. Он предложил придать особый статус — «Национального достояния» — прославленным учебным заведениям сферы искусств, таким, как Московская государственная академия хореографии.

Ректор Российской академии театрального искусства (ГИТИС) Карина Мелик-Пашаева, продолжая тему, сказала, что общественное сознание введено в искушение: возникает иллюзия легкости постижения творческих профессий. Уберечь лучшие достижения корифеев культуры, сложившиеся в стройные системы профессиональной подготовки элиты нашего искусства — сегодня эта задача не из лёгких, но решить её необходимо.

Выступление художественного руководителя МХАТ им. А.П. Чехова Олега Табакова перекликалось с поднятой темой. Артист сказал, что власть должна поддерживать подготовку профессионалов в творческих школах и вузах. Эту задачу решает театральная школа Олега Табакова, в которой учатся 24 одарённых подростка, в основном, из глубинки России. Обучение в школе бесплатное, выпускники получат диплом государственного образца о среднем профессиональном образовании по профессии — актёр.

— У нас есть единое понимание проблемы, её сложности. Мы очень плодотворно поговорили о средних учебных заведениях и, самое главное, о высшей школе, — сказал, подытоживая дебаты, министр культуры. — За обработку материалов возьмутся юристы, а следующий этап — внесение совместных предложений двух министерств в правительство страны, Государственную думу в двух вариантах. Вариант первый — принятие новых законов, дополняющих ныне существующее законодательство об образовании. Таких законов три: о детских школах искусств, об ассисентуре и об интегрировании образования. Второй вариант — вписать все наши идеи отдельной частью в новый проект закона «Об образовании». Нам надо обязательно получить финансирование для решения вопроса о социальной защищённости преподавателей школ искусств, о повышении уровня их заработной платы. Эта проблема является государственной задачей. Таких школ в России не так много — 5,5 тыс., поэтому и средств понадобится несоизмеримо меньше, чем, положим, на реконструкцию Большого театра. Очень важно, что в сегодняшнем заседании принимали участие представители средних и высших учебных заведений из разных регионов страны, депутаты Государственной думы, в том числе руководители двух комитетов — по образованию и культуре. В лице депутатов мы имеем квалифицированных специалистов, которые понимают, что следует делать. Я удовлетворён итогами коллегии и благодарен коллегам из Минобрнауки за то, что они включились в общую работу.

— Задачу образования в области культуры и искусства следует понимать широко, — прокомментировал итоги коллегии заместитель министра образования и науки Российской Федерации, кандидат физико-математических наук, профессор Сергей Мазуренко. — Общество должно уделять внимание эстетическому воспитанию всей молодёжи, а не только её творческой части. Кроме профессиональных знаний в области «узких» предметов, человек должен подняться до высот нравственности и культуры. Я благодарен судьбе за то, что был студентом физтеха. В годы учёбы мы занимались не только математикой и физикой, преподаватели большое внимание уделяли нашему эстетическому развитию. На мой взгляд, важной проблемой является интегрированное образование: наряду с общеобразовательной составляющей, оно должно включать в себя культурную доминанту.