Где растут гении? №2(6), 2010 год

Татьяна Тебенихина

В 2009—2010 учебном году Всероссийская олимпиада школьников проводилась в четыре этапа по 20 общеобразовательным предметам, утверждённым Минобрнауки России. Всероссийское олимпиадное движение на всех этапах охватило более семи миллионов учащихся. Победителями и призёрами заключительного этапа стали 1478 участников. Из них лавры победителей достались 313 школьникам. Важно, что почти каждый третий участник стал победителем или призёром заключительного этапа.

3 сентября видеомост соединил Москву, Ханты-Мансийск и Саратов. За виртуальным «круглым столом» собрались руководители Минобрнауки РФ и региональных Министерств культуры. Обсуждалась тема развития Всероссийской олимпиады школьников. Много внимания уделили подведению итогов Всероссийской олимпиады 2009—2010 учебного года и задачам проведения её этапов в следующем учебном году.

Собравшиеся обсудили сроки региональных этапов Всероссийской олимпиады школьников, назвали предметы, по которым будет проводиться интеллектуальное состязание в 2010—2011 году, рассказали о правилах участия в нём.

— Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников в 2010 году был организован и проведён во всех субъектах страны, — заметила Елена Низиенко, директор Департамента общего образования Минобрнауки РФ. — В региональном этапе приняли участие школьники всех субъектов страны. Заметна динамика роста участников интеллектуального марафона. При этом девушки проявляют больше активности, чем молодые люди.

В этом году на «финишную прямую» вышли 4640 школьников. Ярко проявили себя на заключительном этапе команды интеллектуалов из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, республики Татарстан, Челябинской, Нижегородской и Воронежской областей.

Заключительный этап проходил в 12 субъектах РФ. Все они, за исключением округа ХМАО— Югра, уже имеют такой опыт. Представители руководства Минобрнауки, Рособразования, Рособрнадзора присутствовали на заключительном этапе Олимпиады по всем предметам.

Всероссийская олимпиада школьников выполняет свою миссию — выявляет одарённых детей. Однако, по словам Елены Низиенко, необходимо продумать и реализовать на практике механизм дальнейшего сопровождения талантов. Это, безусловно, задача муниципалитетов. Именно местная власть призвана создать инфраструктуру, специалисты которой будут держать в поле зрения способных учеников 5—7 классов, которые по существующим правилам пока не могут участвовать во всероссийском состязании. Необходима модель систематической поддержки одарённых детей.

— С пятых классов мы уже начинаем терять талантливых детей — наше национальное достояние, — подчеркнула Елена Низиенко.

Всероссийская олимпиада школьников призвана стать центром выявления юных талантов. Однако на этом работа с юными интеллектуалами не заканчивается. Как показывает практика, существует несоразмерность между требованиями высшей и средней школы. Поэтому вуз должен предложить особые условия учёбы и развития для одарённых детей, чтобы они не растеряли свой незаурядный потенциал.