Форум директоров ссузов  — рабочая площадка для решения трудных задач №2(6), 2010 год

Нина Злаказова

Первый форум директоров средних специальных учебных заведений, подведомственных Министерству образования и науки РФ, состоялся в конгресс-центре Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова в Москве. Форум собрал в одном зале людей, руководящих колледжами и техникумами из разных регионов России, и руководителей департаментов Минобрнауки, чтобы в итоге выйти к новому уровню взаимодействия, управления подготовкой кадров. Такое понимание остро необходимо именно теперь, когда Министерство образования и науки стало учредителем техникумов и колледжей федерального подчинения, когда произошли и происходят многочисленные организационные и финансово-экономические перемены в жизни учреждений СПО. В нашем репортаже мы представили главные высказывания участников форума, которые характеризуют основные проблемы, обсуждавшиеся на встрече директоров среднего профобразования.

Модернизация экономики требует перемен в образовании

Виктор Дёмин, президент Союза директоров ссузов России, директор Красногорского государственного колледжа.

— В ведении Министерства образования сегодня находятся 778 техникумов и колледжей, причём 115 колледжей входят в состав вузов. Это около 35% всей системы проф­образования России. Обучается в них более 1 млн 13 тыс. студентов, работает более 200 тыс. преподавателей. Учреждения равномерно распределяются по территориям федеральных округов, по регионам России и решают очень важную задачу подготовки кадров по 176-ти специальностям. Надо подчеркнуть, что это наиболее авторитетные учебные заведения России. Достаточно сказать, что 75 техникумов и колледжей приняли участие в приоритетном нацпроекте «Образование» в 2007—2009 гг., а 12 учебных заведений вместе с вузами, к которым они прикреплены, включены в эксперимент по прикладному бакалавриату. Причём, как озвучил на заседании Госсовета 31 августа 2010 г. министр образования и науки Андрей Фурсенко, из 300 учебных заведений 100, в составе министерства, являются ресурсными центрами.

Мы с большим пониманием относимся к тому, что образование становится важнейшим ресурсом экономического и социального развития российского общества. Президент Дмитрий Медведев и председатель Правительства Владимир Путин обращают большое внимание на состояние профессионального образования. В подготовке материалов к заседанию Госсовета принимали участие эксперты нашего союза. Буквально в первые дни после его проведения политический клуб партии «Единая Россия» с нашим участием инициировал обсуждение итогового документа, и вместе с работодателями нами подготовлены конкретные предложения по реализации принятых решений.

Президент страны подчеркнул, что для полномасштабной модернизации образования требуются новые шаги, что нам нужно встроить профессиональное образование в те процессы, которые идут в нашей стране, и, прежде всего, в процесс модернизации. Ключевым моментом должно стать высокое качество подготовки специалистов во всех сферах профессионального образования. В этом ключе мы и обсуждали итоги Госсовета. Радует, что нет, пожалуй, учебного заведения, нет директора, который бы без понимания относился к тому, что меняется экономика, а значит, образование не может не меняться. Однако приходится констатировать, что в том виде, в каком сегодня существует среднее профобразование, оно не может в должной мере обеспечить модернизацию и техническое развитие России. Причин здесь много — и содержание системы, и ресурсная база, и квалификация кадров, и доминанта высшего образования в обществе, и устаревшая нормативная база.

Но три причины самые важные, это ключевые вопросы, которые сегодня сдерживают инновационность нашей работы. Проблемы экономики системы среднего проф­образования, проблемы межбюджетных отношений и социальные вопросы. Вопросы оптимизации работы всей системы профобразования требуют открытости управления образовательной сферой, ибо формируемые университетские комплексы не приближают систему СПО к рынку труда. Нам вновь предстоит ответить на вызовы времени, которые стоят перед нами.

Минобрнауки: нам нужна эффективная система взаимоотношений

Артемий Никитов, директор Департамента профессионального образования Министерства образования и науки РФ.

— В настоящее время Министерство образования и науки занимает­ся решением двух глобальных задач — выстраиванием взаимоотношений министерства с подведомственной сетью в связи с реорганизацией и в целом комплексной модернизацией системы профобразования. На сегодняшний день система взаимоотношений кардинально поменялась. Наша общая задача — наладить работу так, чтобы директора не ходили по кабинетам и коридорам, ввести её в формат регламентированных процедур, чтобы максимально экономить и время, и наши общие ресурсы. Мы готовы принять любые пожелания директорского корпуса. Нам тоже нужна обратная связь, поскольку сейчас выстраивается новая структура, и её надо выстроить максимально эффективно. Задача министерства как учредителя такого большого количества учреждений — максимально эффективно наладить их работу.

До сих пор работа шла по двум направлениям — реализация инновационных образовательных программ в рамках нацпроекта «Образование» и начавшийся эксперимент по созданию прикладного бакалавриата. Оба направления можно признать успешными: многие учреждения профобразования поддержаны в рамках нацпроекта. Объём средств поддержки за счёт федерального бюджета превысил 8 млрд руб., софинансирование составило примерно такую же сумму. То есть это серьёзные ресурсы, которые за несколько последних лет попали в системы среднего профессионального образования.

Нас ждут новые вызовы времени и новые задачи. Это содержание образования, новые стандарты, новые образовательные программы, подготовка преподавателей. Не новость, что в России ожидаются серьёзные демографические проблемы. К 2013 г. количество студентов в нашей стране уменьшится, по крайней мере, на четверть, это отразится и на среднем профессиональном образовании. Чтобы в один день не остаться без студентов, надо серьёзно посмотреть свои возможности, подумать о диверсификации своей деятельности. Надо думать о развитии программ дополнительного образования, поскольку этот сегмент в стране на сегодня развит очень слабо, а потенциал для развития здесь огромный. Практически всех работающих граждан необходимо доучивать, добавлять квалификацию, снабжать новыми навыками и знаниями. Но надо понимать, что поскольку здесь заказчиками будут выступать либо сами граждане, либо бизнес, должно быть совершенно другое качество разработки программ в образовании. Преподаватели должны уметь чётко работать со взрослыми людьми. Это серьёзный вызов, но я считаю, что система сможет с ним справиться, и усилия министерства будут приложены в этом направлении.

Соответственно очень важно развивать связи с работодателями. И я знаю много примеров, когда активная позиция образовательного учреждения, руководства региона позволила выстроить хорошие связи с предприятиями. Работодатели на самом деле реагируют очень по-разному: от стипендий для выпускников до серьёзных вложений в материальную базу, покупку современного оборудования. Безу­словно, стоит вопрос о передаче какого-то количества учреждений профобразования субъектам РФ. Все эти моменты будут увязаны при разработке программ комплексной модернизации образования в субъектах России. В любом случае надо налаживать связи с региональными властями.

Понижения объёмов финансирования не будет

Валерий Юркин, директор Департамента организации бюджетного процесса и внедрения новых организационно-экономических механизмов Минобрнауки.

— В первую очередь всех интересует, как же будет осуществляться бюджетное финансирование в 2011 г. Это будет очень значимый год. Расходы на образование не снижены, они остались практически на том же уровне и с учётом средств на программу «Развитие образования» даже стали выше, чем в 2010 г.
Пока мы бюджет формировали по-старому, от сметы 2010 г. с индексированием зарплат и стипендий. Сейчас в Государственной думе рассматривается вопрос о том, чтобы немного поднять оплату коммунальных расходов. Возможно, будет положительное решение.

С 2011 г. все учреждения, подведомственные Минобрнауки, будут финансироваться, исходя из государственного задания. Формироваться оно будет на основе ваших сметных расходов, с ходу ничего менять мы не будем и постараемся к каждому учебному заведению подходить индивидуально. Каким будет статус учреждения — бюджетным, автономным или казённым? Основная масса учреждений будет, конечно, бюджетных. Если учебное заведение станет автономным, то основа у него все-таки сохранится бюджетная, поэтому практически для вас ничего не поменяется. Вы получите право, получив субсидию на госзадание, перераспределять средства между статьями. С одной стороны, это хорошо, с другой — плохо, потому что от вас это потребует детальной проработки бюджета и точных подходов. Но на «дядю» надеяться не приходится.

Что касается передачи учреждения профобразования в ведомство субъекта Российской Федерации, это будет делаться, конечно, без понижения объёмов финансирования, без ущерба для училища. Никто не заинтересован в том, чтобы повторять ошибки прошлых лет, когда многие профучилища закрывались. Надо надеяться, что сейчас таких ошибок не будет.

Платные услуги, оказываемые учреждениями профобразования, по объёму не должны быть меньше, чем услуги, предоставляемые в целом за счёт федерального бюджета. Если учреждение демпингует, мы будем рассматривать вопрос по уменьшению бюджетного финансирования. Старые контракты при этом, естественно, не пересматриваются, но новые договоры должны заключаться уже в соответствии с тем объёмом финансирования, который даёт федеральный бюджет.

Новые подходы к лицензированию и аккредитации

Виктор Голубев, начальник Управления лицензирования и аккредитации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

— К компетенции федеральной службы относятся лицензирование и аккредитация учреждений в сфере образования по перечню, утверждённому постановлением Правительства России. Большая часть их подведомственна Министерству образования и науки. К сожалению, надо отметить, что при прохождении разрешительных процедур отмечаются нарушения государственных стандартов, нормы предельных нагрузок, предельной численности контингента, укомплектованности штатов. Многие из вопросов удаётся решать в рабочем порядке. По результатам аккредитационных экспертиз мы вышли с предложением о внесении изменений в типовое положение об образовательном учреждении. Речь идёт о возможности допуска к педагогической деятельности не только лиц с высшим, но и со средним профессиональным образованием, имеющих практический опыт по профилю преподаваемой дисциплины не менее трёх лет. Это поможет решить всем известную проблему, когда на ставку мастера производственного обучения невозможно найти человека с соответствующим высшим образованием.

Несколько слов о вопросах нового подхода к лицензированию и госаккредитации. В части лицензирования нас ждёт, во-первых, упрощение процедуры получения лицензии: исключается экспертиза с выездом экспертной комиссии. Во-вторых, при заявлении на процедуру лицензирования от соискателя понадобится меньший комплект документов. И расходов будет меньше: надо будет оплачивать только государственную пошлину. Уменьшается срок принятия решения — с двух месяцев до 45 дней. Сейчас лицензия выдаётся сроком до шести лет, предполагается выдача бессрочной лицензии. При упрощении процедуры, тем не менее, будет ужесточен предлицензионный контроль к соискателям лицензий. В кодексе об административных правонарушениях будет введена норма серьёзного увеличения штрафа при выявлении нарушений в учреждении образования.

50% учреждений профобразования нарушают нормы закона

Татьяна Бархатова, начальник Управления контроля за деятельностью учреждений профессионального образования Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

— Я поделюсь наблюдениями о том, что сегодня видно по системе профобразования с точки зрения контроля и надзора. Перед нами стоят задачи не только контрольно-надзорные, а реальная работа в этом направлении на повышение качества образования. Поэтому важное направление — профилактика и предупредительная работа, повышение информированности учреждений для предупреждения нарушений самими учебными заведениями, без вмешательства федеральных структур.

Мы проводим плановые и внеплановые проверки, выездные и документальные. Сейчас участилась практика работы по обращениям граждан, которые к нам направляют либо субъекты федерации, либо правоохранительные органы. Напомню, какие меры по нарушениям предусмотрены действующим законодательством: предписание о нарушениях, информирование учредителей о них, постановление об аннулировании лицензии и свидетельства об аккредитации. В этом году начал реально работать кодекс об административных правонарушениях, пошли протоколы в адрес образовательных организаций и конкретных должностных лиц об административных взысканиях. Решение о наложении взыскания принимается судебным органом. Через год после получения новой лицензии образовательная организация подпадает под выездной лицензионный контроль. А дальше идёт контроль качества образования — и содержание образования, и качество подготовки обучающихся и выпускников. Мы сейчас обсуждаем методики и подходы, как правильно выстраивать эту систему, чтобы и нам, и вам было понятно, что будет проверяться.

За год было проведено 54 проверки учреждений профобразования. 32 из них получили предписания, то есть более 50%. Практически у всех среди нарушений — невыполнение лицензионных требований и условий, ненадлежащее оформление документов на учебные площади, оснащение, обеспечение условий для медицинского обслуживания, питания, физической культуры и спорта, заключения санэпидслужб и Госпожнадзора.

На сегодняшний момент сделана пауза по контролю качества образования, но работа в этом направлении ведётся. Здесь тоже есть свои проблемы, с точки зрения современности содержания образовательных программ, их обновления, полноты реализации образовательных государственных стандартов в отдельных учреждениях. В этом году мы ещё будем проверять порядок приёма. Есть единичные случаи, когда по отдельным программам учреждение работает без лицензии. Понятно, что это вопрос дальнейшего направления материалов в правоохранительные органы для принятия мер.

Главное требование к выпускнику — будь здоров!

Александр Минаев, заместитель директора Департамента физкультурного воспитания Минобрнауки.

— Наш департамент создан совсем недавно, до этого организацией физического воспитания занимались разные отделы министерства, и вот было решено создать такой департамент, который будет в целом проводить в жизнь государственную политику в сфере физической культуры и спорта. Это, в частности, физкультурно-спортивное воспитание участников профессиональных образовательных учреждений, дополнительное образование, физкультурное воспитание обучающихся с ограниченными возможностями, а также оказание услуг в сфере физкультурно-спортивного воспитания. Если посмотрим госстандарты и высшего, и среднего специального образования, если прислушаемся к работодателю, то одно из главных требований к будущему специалисту — это здоровье. Сейчас представители Рособрнадзора говорили о том, что ужесточаются лицензионные требования, а мы сейчас работаем над тем, чтобы лицензия включала в себя и возможность предоставления учебным заведением в течение всего периода обучения условий для занятий физкультурой и спортом.

В следующем году мы запланировали важное мероприятие, и приказ об этом уже подготовлен. В России пройдёт Всероссийский смотр-конкурс учреждений среднего и высшего профессионального образования на лучшую организацию физкультурно-спортивной работы в 2010—2011 гг. Вся информация будет размещена на сайте, мы вас приглашаем к участию в этом смотре-конкурсе и к сотрудничеству в целом по проблемам организации физического воспитания на всех уровнях среднего профобразования. Вопрос очень серьёзный, стандарты физвоспитания уже разработаны, и мы рассчитываем на целенаправленное сотрудничество с вами.

Федеральное имущество — база для подготовки качественных кадров

Екатерина Толстикова, заместитель директора Департамента инвестиционного развития и федерального имущества Минобрнауки.

— Наш департамент решает в основном три группы задач. Это осуществление полномочий собственника в отношении имущества всех подведомственных министерству организаций, это вопросы реализации инвестиционной политики министерства, прежде всего федеральная адресная инвестиционная программа, и трудовые правоотношения с руководителями подведомственных организаций.

Скажу по первой группе наших задач. Совместно с профильными департаментами мы занимаемся вопросами, связанными с созданием, реорганизацией, ликвидацией учреждений профобразования, а также вопросами проверок порядка использования федерального имущества, закреплённого за подведомственными организациями, и вопросами, связанными с распоряжением движимым и недвижимым имуществом.

Исходя из общей политики видения этих функций, мы считаем ключевым вопросом в использовании федеральной собственности эффективность этой собственности для осуществления основной деятельности учебного заведения. Поэтому мы не рассматриваем имущество как коммерческий проект, а как эффективный механизм для реализации основной деятельности. В этой связи мы в ближайшее время будем встречаться с руководителями учреждений профобразования в формате департамента, сразу после того, как сформируем все регламентные документы по нашему взаимодействию.

На контроле в Правительстве РФ в настоящее время находится вопрос оформления прав на недвижимое имущество, на земельные участки. В ближайшее время появится приказ министра о необходимости представления планов и графика оформления прав на закреплённое недвижимое имущество и на земельные участки, используемые нашими организациями. В настоящее время в рамках 83-го Федерального закона департаментом ведётся работа по утверждению перечня недвижимого имущества бюджетных учреждений в целях расчёта субсидий. Этот перечень должен быть утверждён до 1 января 2011 г. Я полагаю, соответствующий приказ министра все уже получили. Если есть какие-то вопросы по этому направлению, их необходимо срочно решить.

Управление подведомственными Минобрнауки учреждениями должно быть прозрачным и понятным, поэтому департамент готов ответить на любые вопросы. Однозначная позиция департамента заключается в том, что мы готовы обсуждать с вами любые проблемы, готовы советоваться.

Впереди — модернизация всех механизмов финансирования

Артемий Никитов, директор Департамента профессионального образования Министерства образования и науки РФ.

— Решения Госсовета страны обязывают Правительство РФ совместно с органами власти субъектов разработать комплексные программы модернизации профессионального образования в регионах. Это программные документы, которые должны будут охватить все уровни образования, привязать их к стратегии социально-экономического развития. Программа обязательно будет реализовываться с участием работодателей. Предполагается достаточно серьёзная поддержка данных программ на федеральном уровне в тех регионах, которые будут отобраны по конкурсу. Вообще финанасирование системы профессионального образования в ближайшие годы, видимо, уже с 2011 г. будет серьёзно меняться. Будет разработана форма государственного задания, причём она будет учитывать не только контрольные цифры приёма, но и всё количество обучающихся. Будут разработаны параметры качества исполнения госзадания, нормативы. Будут выделяться субсидии на госзадание, на определённые программы. На самом деле происходит коренной перелом вообще в подходах к финансированию, к тому, как дальше будет оцениваться реализация образовательной программы.

Очень отрадно, что объединение ссузов принимало участие в разработке самих параметров качества образования. Но требования к качеству, к выпонению госзадания будут серьёзно увеличены. Причём качество выполнения госзадания и качество подготовки специалистов — не одно и то же. Второе обязательно в любом случае, а первое намного шире. Уже в ближайшем будущем, к февралю 2011 г. во всех субъектах РФ будут разработаны программы комплексной модернизации образования, а к весне на конкурсе будут отобраны регионы для финансовой поддержки государства. В 2011 г. нам предстоит модернизация всех механизмов финансирования, то есть впереди у нас большие изменения. Я уверен, что вместе мы справимся со всеми переменами.

Понятно, что в условиях административной реформы и реформирования российского образования, общего курса страны на модернизацию экономики вопросов у представителей средних специальных учебных заведений к учредителю, Министерству образования и науки РФ накопилось очень много. Однако и ответы руководителей департаментов Министерства образования и науки РФ не были для них простыми и однозначными. Напротив, многие представители министерства не раз в своих выступлениях подчёркивали, что диалог им нужен столь же остро, как и директорам колледжей, техникумов и училищ. Выстраивание новой системы взаимоотношений только идёт, поэтому для министерства очень важно знать, как живут и развиваются сегодня учреждения профобразования и могут ли в целом оправдать надежды государства на получение специалистов, подготовленных для работы в современных условиях.

Выступивший в заключение Форума заместитель министра образования и науки Исаак Калина отметил, что главным результатом Форума можно назвать установление нормальных рабочих связей техникумов и колледжей с важными для них департаментами министерства. На Форуме шёл процесс узнавания друг друга в новых обстоятельствах, звучало много острых вопросов, затрагивающих ежедневную жизнь учреждений СПО, озвучены возможности решения многих проблем, требующих проработки и решения в скором будущем. Фактически Форум стал рабочей площадкой для поиска решений сегодняшнего и завтрашнего дня.

Интервью с Виктором Дёминым вы можете найти, пройдя по ссылке: www.ktovobrnauke.ru/2010/2/viktor-dyomin-kachestvo-kadrovogo-potenciala-mdash-kachestvo-rossiyskoy-ekonomiki.html