Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Оксана Осташко: «Тульская область занимает лидирующие позиции в области профессионального образования» №1(13), 2016 год

Светлана Лыбина

На современном этапе развития России профессиональному образованию отводится особая роль, ведь именно подготовка компетентных специалистов для различных отраслей хозяйствования, а также создание условий, способствующих профессиональному росту и формированию личности, являются значимыми факторами развития отечественной экономики и рынка труда. Государством определён комплекс мер, направленных на совершенствование системы профессионального образования в соответствии с мировыми стандартами и требованиями. Повышению доступности, качества и эффективности профобразования уделяется большое внимание на мероприятиях, проводимых органами управления образованием различного уровня. В их ряду — Всероссийский форум «Лидер в образовании», состоявшийся в ноябре 2015 года в Туле. Одна из дискуссионных площадок форума была посвящена актуальным вопросам профессионального образования. О том, какие достижения тульских коллег в этой сфере были представлены на форуме, что помогло региону занять действительно лидерские позиции, рассказала нашему журналу министр образования Тульской области Оксана Осташко.

— Оксана Александровна, расскажите, какой опыт представили работники образования Тульской области на форуме в области профессионального образования?

— 27 ноября 2015 года на базе ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» прошёл второй день Всероссийского форума «Лидер в образовании», в рамках которого состоялось пленарное заседание Всероссийской научно-практической конференции для представителей профессиональных образовательных организаций «Консолидация ресурсов бизнеса, государства и общества в целях повышения квалификации среднего профессионального образования».

В работе конференции приняли участие представители 62 образовательных организаций из Ставропольского края, Пензенской, Московской, Архангельской, Вологодской, Калужской, Тульской областей, республик Татарстан и Мордовия и других регионов.

Для представителей профессиональных образовательных учреждений была организована работа дискуссионных площадок: «Дуальное обучение в системе среднего профессионального образования», «Участие в движении WorldSkills Russia как механизм повышения престижа рабочих профессий», «Многофункциональные центры прикладных квалификаций: внедрение практико-ориентированных моделей обучения». Здесь лидирующие учреждения Тульской области представляли гостям форума свои достижения по вопросам, наиболее актуальным сегодня для развития среднего профессионального образования.

В 2014/2015 учебном году был создан первый в Тульской области многофункциональный центр прикладных квалификаций на базе ГПОУ ТО «Щёкинский политехнический колледж», в котором проводилось обучение по двенадцати программам. В 2015/2016 учебном году состоялось открытие ещё девяти МФЦПК. Обучение в них на сегодня ведётся по 132 программам, разработанным на модульной основе в соответствии с профессиональными стандартами.

Важным достижением последних лет в системе среднего профессионального образования Тульской области является переход на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена исключительно на основе заявок работодателей. При этом договоры на выплату дополнительных стипендий и социальных пособий, на прохождение производственной практики с оплатой труда, на внедрение элементов дуального образования заключены в 2015/2016 учебном году на всех поступивших студентов-первокурсников.

Подписание на уровне правительства Тульской области трёхсторонних соглашений с работодателями и учреждениями высшего и среднего профессионального образования способствовало налаживанию более тесных связей с социальными партнёрами — заказчиками кадров. Участие работодателей в подготовке специалистов предполагается на каждом этапе: от совместной разработки и согласования основных профессиональных образовательных программ, участия в приёмной кампании до совместного проведения государственной итоговой аттестации и трудоустройства выпускника. С этой целью на базе десяти профессиональных образовательных организаций созданы попечительские советы, в состав которых входят представители предприятий Тульской области, органов исполнительной власти и заинтересованной общественности. При этом попечительские советы призваны не только способствовать укреплению материально-технической базы учреждений, решать вопросы, связанные с прохождением практики, стажировок на базе предприятий, но и определять стратегические направления развития профессиональной образовательной организации.

Важным вопросом остаётся для нас организация профориентационной работы среди учащихся общеобразовательных организаций Тульской области. Эта работа проводится в соответствии с региональным планом, и, помимо традиционных ярмарок учебных мест и дней открытых дверей, мы широко используем такие форматы мероприятий, как приглашение школьников на проведение региональных этапов Всероссийской олимпиады профессионального мастерства и региональные чемпионаты WorldSkills, экскурсии на предприятия региона. Особенной популярностью у старшеклассников пользуются интерактивные мастер-классы и квесты, на которых они могут не только познакомиться с историей и особенностями той или иной профессии, но и попробовать сделать что-то своими руками.

— Как вы можете охарактеризовать состояние системы профессионального образования Тульской области в настоящий момент? Насколько успешно она адаптирована к экономическим и социальным реалиям современной России?

— Среди занятых в экономике региона доля лиц, имеющих среднее профессиональное образование, составляет 30,4 %; начальное профессиональное образование имеют 15,0 %. Таким образом, приоритетными задачами развития регионального рынка труда являются дальнейшее развитие трудовых ресурсов, а также снижение дисбаланса на рынке труда путём согласования рыночных ориентиров системы образования с региональными приоритетами в экономике. В целях такого согласования министерством образования Тульской области проводится последовательная работа по привлечению работодателей к государственно-общественному управлению профессиональными образовательными организациями Тульской области (попечительские советы в ГПОУ, координационные советы и т.п.). Внедрение в практику моделей дуальной подготовки специалистов и высококвалифицированных рабочих позволяет говорить об элементах государственно-частного партнёрства в системе среднего профессионального образования.

— Какие важные изменения произошли в ПО Тульской области за последние годы? Какой был задан вектор развития профессионального образования области?

— Ведущим вектором развития профессионального образования Тульской области стало развитие профессионального образования с учётом международных стандартов.

В 2014 году Тульская область вступила в международное движение WorldSkills.

Создан Региональный координационный центр на базе ГПОУ ТО «Тульский коллеж строительства и отраслевых технологий», определены 24 специализированных центра компетенций. Первый региональный чемпионат рабочих профессий по методике WorldSkills в Тульской области был проведён 26–30 октября 2015 года по четырнадцати компетенциям. В этом году мы ставим перед собой чёткие задачи по участию в полуфинале национального чемпионата в городе Ярославле, по расширению перечня компетенций для проведения регионального чемпионата, который запланирован на сентябрь 2016 года. Мы намереваемся проводить системную работу по формированию региональной экспертной базы, организации обучения и стажировок региональных экспертов.

— Какую долю в контрольных цифрах приёма составляют заявки на подготовку кадров для ведущих отраслей промышленности региона?

— Контрольные цифры приёма на 2015/2016 учебный год для профессиональных образовательных организаций были утверждены в количестве 6707 бюджетных мест (из них 3940 по программам подготовки специалистов среднего звена и 2767 по программам подготовки квалифицированных рабочих). Это почти на 700 бюджетных мест больше, чем в предыдущем году. При этом 33,2 % общего объёма КЦП составили профессии и специальности промышленного спектра, 14,3 % — в сфере сельского хозяйства, 73 % — в сфере транспорта, 8,1 % — в сфере строительства.

В 2016 году контрольные цифры приёма в соответствии с проектом заказа на подготовку кадров сформированы в количестве 6533 бюджетных мест, из них 3980 — по программам подготовки специалистов среднего звена и 2553 — по программам подготовки квалифицированных рабочих. При этом доля промышленных специальностей и профессий составляет 40,4 %, сельского хозяйства — 13,9 %, строительства — 10,3 %, транспорта — 7,3 %.